Воскресенье, 19.05.2024, 05:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Верхний Изяк муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан

Меню сайта
Наш опрос
Нравится ли учиться в нашей школе?
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
баннер
Block title
Block content
Форма входа








Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)










Главная » 2013 » Март » 22 » «Преподавание родного марийского языка в современных условиях».
14:58
«Преподавание родного марийского языка в современных условиях».
22 марта 2013 года учитель марийского языка и литературы Леонтьева Ольга Минильбаевна выступила на районном семинаре работников культуры, проводимый на базе ЦКД села Верхний Изяк с темой «Преподавание родного марийского языка в современных условиях».
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» одним из главных принципов государственной политики в сфере образования в настоящее время является единство федерального, культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и их особенностей в условиях многонационального государства. Духовные ценности, составляющие содержание национальных культур и региональных традиций, — это родной язык, мудрые жизненные устои наших предков, т.е. гуманные адаты, способы организации труда, художественные промыслы, украшающие жизнь людей, праздники, обряды, многожанровый фольклор марийцев и многое другое. Не случайно на первом месте среди составляющих содержание нашего наследия стоит родной язык. Ибо родной язык является специфической формой национальной культуры, несущей информацию из глубины веков. Еще К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что родной язык есть самая живая связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое. В языке народа сокрыты все его думы и чаяния, его характер, его стремления. И с уверенностью можно сказать, что народ, чьи дети не говорят на родном языке и не знают традиций, обычаев своих предков, не соприкасаются с художественными промыслами, обречен на постепенную духовную гибель. В этих условиях одной из важных проблем в обучении и воспитании является сохранение и развитие родных языков, культур. Этому и мы являемся свидетелями. Ведь в нашей многонациональной республике функционируют не только школы, где обучаются дети какой-то одной национальности, но и школы со смешанным национальным составом учащихся. Сам факт, что школы со смешанным национальным составом учащихся в республике получили большое распространение нужно признать явлением положительным, особенно с точки зрения решения национальных проблем. Действительно, совместное обучение детей разных национальностей в одной школе является одним из факторов сближения и единения народов, проживающих в республике. Свою работу по обучению родному языку мы начинаем с разъяснения того, что овладение своим национальным языком любому человеку необходимо, чтобы не потерять духовные связи со своим народом, с национальной культурой. Думаю, родителям стоит вести разъяснительную работу о необходимости изучения родного языка подрастающим поколением. Ведь знание языка родного этноса - нравственный патриотический долг каждого марийца. «Успешно обучать детей родному языку можно и нужно в семье. Приоритетную роль в этом деле играет мать. При отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже под руководством талантливого учителя и при наличии хорошего учебника трудно достичь изучения ребенком родного языка». Культура, традиции, язык, черты национального характера и особенности национальной психологии, устная поэзия народа с раннего детства должны войти в кровь того, кто в свое время станет педагогом, передающим эти ценности подрастающему поколению. Культурно-нравственные ценности родного народа подрастающему поколению следует передавать не как безжизненные реликвии славного прошлого, а как нравственно - этнический ориентир во всей их предстоящей взрослой жизни, что в дальнейшем поможет нам, учителям, решить проблему сохранения и развития родных языков, культур, традиционных промыслов марийского народа. Определенный опыт в этом плане накоплен преподавателями нашей школы, где преподавание предметов марийский язык, как нам кажется, на должном уровне. Родной язык в школе преподают специалисты, имеющие высшее образование, среди которых (1 преподаватель с высшей категории, имеет нагрудный знак «Отличник образования РБ», 1 –преподаватель с большим пед.стажем – 24 года) В школе имеется хорошо оснащенный учебный кабинет марийского языка и литературе, культуре и традициям народов мари. Наша учебная база полностью укомплектована учебниками, наглядными пособиями таблицами, дидактическим материалом. Привитию интереса к языку, культуре, традициям родного края, народным промыслам способствует внеклассная работа. Кроме конкурсов, классных часов, открытых уроков, недель родного языка и литературы в школе . за последние 3 года наши обучающиеся участвуют и становятся победителями научно-практической конференции среди школьников «Юный исследователь». В 2010 году - двое принимали участие в межрегиональной конференции «Ступени», а одна, Васина Элеонора –ученица 3 класса, стал обладателем диплома 1-степени (руководитель Леонтьева О.М.) О конкурсах и олимпиадах. Отрадно отметить, что для решения проблемы сохранения, развития родных языков, культур, традиционных промыслов в последние годы продолжается практика проведения республиканских олимпиад по марийскому языку. Для развития марийского языка, культуры, традиционных промыслов среди населения необходимо тесно сотрудничать со средствами массовой информации. В недавнем прошлом в районной библиотеке (Национальная книга), учитель школы Леонтьева О.М.со своими подопечными проводила уроки родного языка на районном уровне в конкурсе «Учитель года», чуть позже показали внеклассное мероприятие в районном конкурсе национальной книги использовали жанры детского фольклора, сказки, легенды, сказания, которые представляют собой своеобразные учебники подготовки детей к жизни, передают им богатый социально-духовный опыт народа. Предложили по кабельному телевидению г.Благовещенска, в республиканской печати на родном и русском языках широко пропагандировать опыт учителей родного языка, культуры, традиций и традиционных промыслов. От знания и владения родным языком любой гражданин, специалист ничего не потеряет, наоборот, приобретает необходимый уровень грамотного общения и выполнения жизненных, служебных и коллективных потребностей. Это поможет ему лучше знать, понимать историю своего народа, его культуру и национальные ценности. Молочным языком называют аварцы родной язык, языком матери - марийцы. Сохраним же языки, передающие духовные ценности каждого народа грядущим поколениям. И как сказал великий поэт с мировым именем Расул Гамзатов: «И если завтра мой язык исчезнет, То я готов сегодня умереть».
Просмотров: 2027 | Добавил: отдел | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: